Духовные НовостиВажнейшие новости дня глазами духовного человека |
Главная Новости Статьи Проект Каталог Картины |
Независимые эксперты подозревают США в производстве химического оружия
|
Классика на ужинДина Кирнарская Кент Нагано на один вечер приземлился в Большом зале Московской консерваторииРоссийский национальный оркестр (РНО) начал новую жизнь: Владимир Спиваков сложил с себя обязанности главного дирижера, Михаил Плетнев эти обязанности принял. Принял, но не совсем. Потому что теперь на месте главного дирижера будет коллективная дирижерская коллегия. В состав коллегии входят три иностранца: знаменитый финский дирижер Пааво Берглунд, не менее известный немец Кристиан Ганш и культовый американский маэстро Кент Нагано, обладатель трех "Грэмми", очень крупная звезда на классическом музыкальном небосклоне, обремененная множеством почетных званий (в частности, он глава Лос-Анджелесской оперы). Западный вектор в коллегии явно направляющий, что, может быть, и верно: ведь музыкальная классика пришла именно оттуда. Первым из тройки иностранцев в Москву прибыл Нагано. Классика на Западе - дорогое удовольствие для немногих: для любителей и для тех, кто может такое удовольствие себе позволить, и желательно, чтобы две названные категории совпадали. Для них вечер классической музыки начинается заранее, публика готовится к общению с прекрасным в парикмахерской, сауне и фитнес-центре. После фитнеса дорога лежит в роскошный филармонический зал, где смотрят на людей, показывают себя и немножко слушают музыку. В перерыве традиционные коньяк и шампанское. А после концерта начнется самое главное: в кафе неподалеку закатят шикарный ужин и, переваривая фуа гра c артишоками, скажут, что концерт удался на славу. Подобные вечера с концертом и ужином - это уже образ жизни, привычный, как утреннее умывание. Музыка вынуждена соответствовать, и концерт РНО под управлением Кента Нагано наглядно продемонстрировал, как же именно. В согласии с распорядком первое произведение, в данном случае "Прелюды" Листа, - нечто вроде закуски. Звуки переливаются, плывут и мурлыкают. Если зовут, то не очень настойчиво. Звучание стройное и гармоничное, не слишком, однако, волнующее. Главное, не переборщить ни с чем - ни со звуком, ни с эмоциями, ни с темпераментом. Благо Лист это вполне позволяет: "Прелюды" можно играть и как героическую поэму про потенциального неудачника, который в одночасье превратился в победителя, и как поэму под условным названием "Сны Емели на печи". Нагано был ближе ко второй версии, которая позволила показать весь блеск оркестра и все его красоты. "Это профи, какого мы давно не слышали!" - подумала публика о дирижере и была совершенно права. Второе сочинение, как и положено, - концерт для солиста с оркестром. Надо освежить сценический пейзаж, переменить тембр и несколько отвлечься на что-нибудь торжественно-помпезное или меланхолически-мечтательное: таков концерт Шопена N 2 фа минор, который играли РНО, Кент Нагано и его жена, пианистка Мари Кодама. На нее публика в кулуарах изливала праведный гнев за неверную интерпретацию: и не очень лирично, и совсем не тепло, и не мечтательно, и не чувствительно. Словом, не Шопен. Никакого преступления, однако, солистка не совершила. Опираясь на воздушную подушку оркестра, она провела свою партию аккуратно, мило, посверкивая колокольчатыми верхами. Музыка вышла ламинированная, гламурная и вполне комфортная, а те, кому не понравилось, вспоминали тот же концерт в исполнении уехавшей шопенистки Беллы Давидович. Во втором отделении публику ожидало основное блюдо, многочастная классическая симфония. В данном случае "Фантастическая" Берлиоза в пяти частях. В этой длинной симфонии вместо потока романтического сознания, как задумано у автора, у Нагано получилось буриме: чем неожиданнее, тем смешнее. Он исполнил Берлиоза примерно так же, как играет привычных для себя авангардистов ХХ века в оркестре ухнуло, ахнуло и шваркнуло; потом крякнуло и загудело - и полетело, понеслось в таинственную даль. Изображая "Сцену в полях" и управляя перекличкой предрассветных духовых, маэстро все глядел на 2-й ярус, но солнце оттуда не взошло. "Шествие на казнь" напоминало соревнования по спортивной ходьбе, а "Шабаш ведьм" - полет майских жуков: ни страха, ни ужаса, ни дрожи в коленках. Музыкальный комикс, но не драма, не трагедия, и даже не пародия на них. В зале во время звучания берлиозовского шедевра народ копошился, передавал под креслами бутылки с минералкой, иные вздремнули, а старушки с середины шедевра в паузах просачивались за дверь. Хлопали вяло, бисов не было, что по меркам задушевной русской публики почти скандал. Говоря откровенно, вполне нормальный концерт: оркестр звучит прекрасно, редко можно у нас услышать оркестр в такой хорошей профессиональной форме. Дирижер - тоже большой профи, жест красив, сам хорош собой. Если кто ждал потрясения, откровения и преображения, так это может даже помешать дальнейшему фуа гра. Средний класс Европы и Америки, главный заказчик классической музыки, просит об одном: "Сделай нам красиво и не грузи". Люди устали, у них важные переговоры и годовой отчет - это уже не преуспевающие венские адвокаты и врачи, которые в конце ХIХ века упивались Малером. Интеллигенция, создавшая классическую музыку, умерла, и на ее место пришли "белые воротнички": сами они уже не музицируют, только нажимают кнопки Sony, и переживать мировое зло как потоп в своей квартире им уже неохота. Классическая музыка с ее болью за человечество, тоской по идеалу, вселенской жаждой любви и прочим романтическим хламом уже не так интересна. Нужен суррогат, "классикозаменитель": его поставляют на музыкальный рынок многие таланты - Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Иво Погорелич, Евгений Кисин, Шломо Минц и многие, многие прочие... Звезды трудятся честно, и платят им много. Звезд заездили: их не хватает, имена рождаются редко (все-таки звезды, и Кент Нагано в том числе - люди редкостно одаренные). Звезды летают по миру из Гонолулу в Гонконг и обратно, у них интервью и светские ужины в кругу спонсоров. Им катастрофически некогда заниматься музыкой - дай бог профессиональную форму не потерять. Да и неплохо в общем-то все: вилла есть, слава есть, "мерседес" есть. О чем там мечтает Берлиоз, зачем он влюбился в актрису и хочет умереть? Что там Шостакович морочит голову тоталитаризмом и его жертвами? Шоу будет продолжаться, что бы ни случилось, и классическая музыка успешно перенимает приметы шоу-бизнеса: система звезд с астрономическими гонорарами, большой PR и жаждущая престижных развлечений публика. Так обстоит дело не везде, не всюду и не всегда. Как-то на вопрос: "Почему в России так много выдающихся музыкантов?" - Иегуди Менухин ответил: "Потому что они очень много страдали". Может, поэтому у нас еще есть Валерий Гергиев, есть молодые таланты, классическая музыка сопротивляется. Но тенденция наметилась: во всяком случае, книга Нормана Лебрехта под названием "Кто убил классическую музыку?" разлетелась как горячие пирожки. Что ж, как говорил наш национальный пессимист Михаил Лермонтов, "будет и того, что болезнь указана, а как ее лечить - это уж Бог знает"... |
Подпишитесь на нашу рассылку, и вы всегда будете находиться в курсе всех важнейших мировых событий. ![]() |
Главная Новости Статьи Проект Каталог Картины |
Духовные Новости
duhnews.narod.ru
Евгений Меркулов |